
Во времена Майдана очень много говорили, что «злочинна влада» набрала много долгов и в Украине может произойти дефолт. Хотя в действительности в 2013 году показатель государственного долга к ВВП был всего на уровне 42%. Зато теперь, когда те, кто выступал тогда на Майдане, стали нашей властью, МВФ ожидает по итогам 2014 года уровень госдолга к ВВП около 100%. Фактически новая власть, пришедшая благодаря Майдану, за полгода увеличила долговую нагрузку Украины более чем в два раза. И если во времена Майдана дефолтом пугали, то теперь дефолт стал реальностью.
На данный момент действительно в США соотношение госдолга к ВВП 102%. Но это США, они могут себе такое позволить. Но Украина не США, и она не умеет, как США печатать доллары. По меркам МВФ, даже когда показатель госдолга вырастает больше 60% к ВВП, это уже считается повышенным риском. И теперь Украина полным ходом движется к положению Греции и других стран мира, где госдолг стал суперпроблемой.
Надо сказать, что Украина в 1998 году уже пережила технический дефолт. Тогда правительство Украины ОВГЗ на сумму около 700 млн. грн переоформило на новые КОВГЗ, которые в конечном итоге погасили в 2003 году, хотя первоначально по ним нужно было заплатить еще в 1998-1999 годах. Для большинства украинцев этот технический дефолт оказался незаметным, так как физические лица-владельцы ОВГЗ имели право погасить эти ценные бумаги на старых условиях, без необходимости замены.
Теперь ситуация несколько другая. Тогда Украина была должна по гривневым ОВГЗ, теперь очень много валютных долгов. Только еврооблигаций в 2015 году Украине нужно будет погасить на сумму около 6,5 млрд. долл. А еще остаются долги по старым кредитам МВФ и по кредитам, которые ранее брали у ЕБРР и Мирового банка, а также в русских банках под газовые контракты. Валюты нужно много, а ее катастрофически не хватает. На данный момент золотовалютные резервы около 16 млрд. долл., но если отнять все платежи по внешним долгам, которые нужно будет погасить за следующий год, то остается всего 3 млрд. долл. золотовалютных резервов. Конечно, никто не собирается все внешние долги погашать только за счет золотовалютных резервов, но риск существует, и он довольно таки большой.
Поэтому Украина может действительно допустить уже не технический, а полный дефолт, как это очень часто любит делать Аргентина или Мексика и другие латиноамериканские страны. Та же Аргентина фактически установила антирекорд – каждое десятилетие по дефолту. Поэтому у них опыт дефолтов большой.
Если проанализировать все ранее прошедшие дефолты в Латинской Америке, в Юго-Восточной Азии, в Африке и России, то можно выделить несколько методов решения проблемы дефолта.
-
Александр Охрименкопрезидент Украинского аналитического центра




























